Кожинова Ирина Васильевна, воспитатель, педагог-психолог

Мастер-класс для педагогов «Рисование кофейным раствором»

Цель:

Знакомство с нетрадиционной техникой рисования кофейным раствором.

Задачи:

- продемонстрировать участникам мастер-класса методы и приемы нетрадиционного рисования кофейным раствором;

- дать методические рекомендации по использованию этой техники при работе с детьми дошкольного возраста;

- способствовать развитию профессиональной творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога.

- способствовать созданию благоприятного психологического климата общения членов педагогического коллектива.

- мотивировать участников мастер-класса к созданию собственного стиля творческой педагогической деятельности.

Материалы и оборудование:

акварельная бумага, растворимый гранулированный кофе, кисти круглые и овальные, натуральные художественные разных размеров (№2,№4, №8, бумажные салфетки, баночки для воды, вода в непроливайках, пластиковые палитры.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Добрый день, уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на сегодняшнем мастер-классе.

Тема моего мастер-класса «Рисование кофейным раствором» и я хочу вас сегодня познакомить с нетрадиционной техникой рисования кофейным раствором. А начать я его хочу со слов Александра Гущина

О кофе пишут во все времена,

Много легенд о нем повествует.

Интерес проявляют к нему неспроста,

Волшебная сила его чарует.

Долгие годы кофе оставалось просто напитком. Но всё изменилось с включением фантазии современных художников. Именно они нашли много способов превращения кофе в произведения искусства, вызывая восторг и удивление у зрителя своими техническим совершенством и простотой материала.

Кофейная живопись - это удивительное направление в современном искусстве и развивалось оно с 90-х годов прошлого века, распространение получило через интернет и рекламу.

Способы использования кофе для создания творческих работ разнообразны. Одни художники создают панно из зёрен кофе, другие художники рисуют при помощи кофейной гущи, используя этот фактурный материал для создания своих работ.

Рисовать кофе так же как рисуют акварельными красками – ещё одно из «открытий» современных художников. Этим открытием я и воспользовалась, и попробовала свои силы и умения в этом направлении.

В формировании гармонично развитой личности детей немалую роль играет изобразительное искусство. Обычно дети в детском саду и в школе с удовольствием рисуют красками, фломастерами, мелками, карандашами, отображая свои впечатления об окружающем мире в рисунках. Но со временем им становится скучно и неинтересно. Интерес к рисованию проходит. Чтобы решить эту проблему, можно воспользоваться нетрадиционной техникой рисования кофейным раствором.

Оригинальность и привлекательность этой техники рисования в том, что дети вовлекаются в творческий процесс, у них появляется стремление заниматься необычным делом, попутно совершенствуя свои умения и навыки. Расход материала очень небольшой, сам материал экологичен, рисунки получаются теплыми и естественными, привлекая детей своим бодрящим ароматом.

Кофейное рисование развивает:

- творческие способности, воображение, умение выражать свой замысел

- мелкую моторику рук и тактильное восприятие,

- внимание и усидчивость, уверенность в своих силах

- пространственное мышление и умение ориентироваться на листе бумаги

- чувство композиции, цветовосприятия, объёмности

- учит детей работать с разнообразным подручным материалом;

Хочу вам рассказать, как создаются рисунки кофейным раствором. Научиться рисовать можно в любом возрасте. Я думаю, вы останетесь довольны результатом, ведь вы не только окунетесь в творческую атмосферу, но и зарядитесь бодростью и позитивом.

Практическая часть мастер-класса:

- Сначала затонируем лист бумаги. Берем кисть большего размера и, окунув ее в кофейный раствор, закрашиваем уголок листа. Затем немного промойте кисть в чистой воде и немного размойте фон по направлению к середине. Должен получиться плавный переход от тёмного тона к светлому. Начиная с середины листа опять возьмём темный раствор кофе, проведем горизонтальную линию – выделяем линию моря. Пока сохнет фон, предлагаю вам Поучительную притчу о кофе.

Пришел как-то раз Ученик к Учителю и стал жаловаться на свою нелёгкую жизнь. Попросил он у Учителя совета, что же делать, когда столько всего навалилось и так трудно, что просто руки опускаются. Учитель молча поднялся, принёс четыре котелка с водой и поставил перед собой.

В один котелок он кинул морковку, в другой положил яйцо, в третий отправил – деревянную чурку, а в четвёртый всыпал раздавленные зёрна кофе.

Через какое-то время Учитель вынул все эти вещи из воды.

Что изменилось? – спросил он.

— Ничего… – ответил ему Ученик.

Учитель кивнул и поставил все четыре котелка с водой на огонь. Когда вода в них закипела, он снова бросил в один котелок деревянную чурку, в другой – яйцо, в третий – морковку, в четвёртый – всыпал раздавленные зёрна кофе. Спустя некоторое время Учитель вынул морковь, деревяшку и яйцо, а в чашку налил ароматный кофе. И опять Ученик ничего не понял.

— Что изменилось? – снова спросил Учитель.

— Случилось то, что должно было случиться. Яйцо и и морковка сварились, деревянная чурка не изменилась, а кофейные зёрна растворились в кипятке, – ответил ему Ученик.

«— Это лишь поверхностный взгляд на вещи», – сказал Учитель. — Посмотри-ка внимательнее.

— Морковь — разварилась в кипятке и из твердой стала мягкой и легко разрушающейся. Даже выглядеть она стала по-другому.

Деревяшка – совсем не изменилась.

Яйцо – хоть внешне и не изменилось, но внутри стало твердым, теперь ему не страшны удары, от которых прежде оно бы вытекло из своей скорлупы.

Кофе – окрасил воду, придав ей новый вкус и аромат.

На это Учитель ответил так:

— Вода – это наша жизнь, а огонь – это всяческие перемены и неблагоприятные обстоятельства. Морковка, яйцо, дерево, и кофе – типы людей. Ведь разные люди и меняются по-разному в тяжелые моменты жизни.

Человек-морковь. Таких людей большинство. Они лишь в обычной жизни кажутся твердыми, а в моменты жизненных передряг эти люди становится мягкими и скользкими. Они быстро опускают руки, винят во всех бедах других или непреодолимые внешние обстоятельства.

Немного придавило и … «морковки» уже в панике, они психологически раздавлены. Как правило, такие люди легко становятся жертвам моды, они легко внушаемы. «Морковки» хотят, чтобы у них всё было «как у людей», именно на таких делают свои состояния политики и удачливые торговцы.

Человек-дерево. Таких людей меньше, чем первых. Они не меняются, и в любых жизненных ситуациях остаются самими собой. Как правило, такие люди хладнокровны, они цельны и потому внутренне спокойны.

Именно такие люди и показывают другим, что сложные жизненные обстоятельства – это всего лишь жизнь, а за черной полосой неизменно наступает белая.

Человек-яйцо. Это такие люди, которых жизненные невзгоды только закаляют и делают крепче! Таких мало. В обычной жизни такие люди – никто, зато в тяжелые времена они словно твердеют, упорно преодолевая внешние обстоятельства.

— А что же с кофе? – воскликнул Ученик.

— О – это и есть самое интересное! Под воздействием невзгод зерна кофе растворяются в окружающей среде и превращают безвкусную пресную воду в ароматный, вкусный и бодрящий напиток! – ответил ему Учитель, с наслаждением прихлебывая из чашки ароматный кофе.

Человек-кофе. Это Особые Люди, и их – единицы, да и то не из каждой сотни. Эти люди не то что не меняются под влиянием неблагоприятных обстоятельств, они сами изменяют жизненные обстоятельства! Они меняют старые отжившие идеи, изменяя их или заменяя на что-то прекрасное, извлекают пользу из неблагоприятных ситуаций, изменяя жизнь всех людей вокруг.

- Фон рисунка подсох. Теперь слева тонкой кистью рисуем два ствола пальм, ветви у пальм свисают вниз.

Для придания более тёмного цвета элементам рисунка нужно перекрывать их 2-3 раза.

- Чтобы высветлить блики на некоторых элементах, можно потереть поверхность чистой кистью или ватной палочкой.

- Последняя прорисовка идёт тонкой кистью по высохшему рисунку, на листьях выводим оживку (показ).

Наш рисунок готов!

Ну и в конце необходимо высохший рисунок защитить стеклом и оформить в раму. Если этого не сделать, рисунок может испортиться от попадания влаги. Лаком закреплять рисунок не стоит, т. к. лак может испортить всю прелесть аромата кофейного шедевра. Можно приклеить несколько кофейных зерен прямо на раму или стекло для придания работе ароматности и декоративного вида.

Я надеюсь, сегодня вы узнали что-то новое, и будете ещё практиковаться в рисовании кофе вместе с детьми, чтобы дети почувствовали пользу творчества и радость от новых открытий.

Я хочу поблагодарить вас за активное участие в мастер-классе.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

26 декабря 2022 в 19:26

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.